Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
 
Администрация Красюковского сельского поселения Октябрьского района
 
На главную
 
 
346492, Ростовская область, Октябрьский район, сл. Красюковская, ул. Советская, 55
 
Тел: (86360) 3-44-85
 
 

А знаете ли вы?
Наиболее крупным сельскохозяйственным предприятием Красюковского поселения является ООО «Заря Дона»

На главную
Карта сайта
Обратная связь

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ

19.07.2019

 

Прокуратура Ростовской области

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области

Автономная некоммерческая организация — микрофинансовая компания «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства»

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ

 

г. Ростов-на-Дону 2017 год


Уважаемые предприниматели Дона!

Одним из основных направлений деятельности ор­ганов прокуратуры в целом и прокуратуры области в частности является надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

Ежегодно органами контроля в отношении пред­принимателей региона проводится более 40 тыс. про­верок, из которых почти 80 % внеплановые. Прокура­турой области налажен четкий механизм выявления нарушений при организации и проведении контроль­ных мероприятий. Каждый год нами выявляется более 3 тыс. нарушений прав предпринимателей, из кото­рых значительная часть связана с незаконными дей­ствиями должностных лиц при проведении проверок.

При этом абсолютное большинство таких нару­шений вскрывается по инициативе самой прокура­туры. Обращения предпринимателей по вопросам защиты своих прав по-прежнему носят единичный характер, что свидетельствует о необходимости проведения большей разъяснительной работы о пра­вах хозяйствующих субъектов и способах их защиты, а также повышения доверия к органам прокуратуры со стороны бизнес-сообщества.

В случаях возникновения барьеров при реализации прав Вы можете обратиться в районные (городские) прокуратуры по месту совершения неправомерных, по Вашему мнению, действий, адреса и телефоны ко­торых указаны на сайте прокуратуры Ростовской области, либо непосредственно в прокуратуру обла­сти по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский,

3


101. Имеется также возможность направить свое обращение через Интернет-приемную на сайте про­куратуры области.

Кроме того, органами прокуратуры области в пер­вый вторник каждого месяца проводится прием пред­принимателей, на котором Вы можете обращаться по всем волнующим вас вопросам и проблемам бизнеса: будь то административная нагрузка или давление, барьеры при прохождении лицензионно-разрешитель­ных процедур и получении государственной поддерж­ки или незаконное уголовное преследование.

В ходе приема Вы получите квалифицированную консультативную юридическую помощь, а при нали­чии нарушений закона, по результатам рассмотре­ния Вашего обращения, будет обеспечено комплексное и своевременное реагирование.

Настоящая брошюра разработана прокуратурой области для оказания Вам правовой помощи в повсед­невной деятельности. Здесь представлены ответы на наиболее актуальные вопросы взаимодействия бизне­са с контролирующими органами при проведении про­верок.

Надеюсь, что указанная информация поможет Вам в случае неправомерных действий должностных лиц органа контроля при проведении проверки грамотно защитить себя правовыми способами.

Прокурор Ростовской области Ю.А. Баранов

4


Уважаемые предприниматели!

Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в их отноше­ниях с органами государственной и муниципальной власти является одним из приоритетных направле­ний работы института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области.

Сегодня федеральный законодатель инициировал ряд мер, которые пополнили список гарантий государ­ственной защиты юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей:

-             запущен Единый реестр проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,

-             введен мораторий на плановые проверки субъек­тов малого предпринимательства,

-             предусмотрено назначение предупреждения при первичном совершении административного право­нарушения и отсутствия факта причинения вреда жизни и здоровью,

-             установлен запрет проверяющим органам истре­бовать у субъектов предпринимательства докумен­ты и информацию, которые возможно получить в рамках межведомственного взаимодействия.

Вместе с тем, по итогам 2016 года вопросы закон­ности и обоснованности проверок, привлечения к ад­министративной ответственности продолжают занимать лидирующую позицию и составляют 21,3% от всех поступивших жалоб.

В настоящее время реализуется новая концепция совершенствования предпринимательского климата в

5


регионах - целевая модель «Осуществление контроль­но-надзорной деятельности в Ростовской области». Основными мероприятиями целевой модели является применение риск-ориентированного подхода при орга­низации государственного контроля (надзора).

Переход на риск-ориентированный подход предпо­лагает концентрацию проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оцен­ки результативности и эффективности контроль­но-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений. В этой связи с 2018 года плановые провер­ки должны будут осуществляться, прежде всего, по высокорискованным объектам.

Уверен, что экономическое развитие региона и рост благосостояния граждан в немалой степени определя­ются уровнем развития предпринимательства. Поэ­тому добросовестный частный бизнес должен быть надежно защищен со стороны региона от необосно­ванных проверок и давления со стороны проверяющих.

В случаях нарушения Ваших прав при проведении контрольно-надзорных мероприятий Вы можете об­ратиться в адрес регионального омбудсмена для уча­стия его в выездной проверке, проводимой в отноше­нии заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля.

Также Вы можете направить обращение непосред­ственно Уполномоченному по защите прав предпри­нимателей в Ростовской области по адресу: г. Ростов- на-Дону, ул. Максима Горького, 143, или посредством электронной почты: отЪ-рго@ааапе!.ги.

В случае, если Вы зарегистрированы или осу-


ществляете деятельность на территории муни­ципального образования Ростовской области, воз­можно направление обращения через общественного представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в муниципальных образованиях Ростовской области. Список общественных пред­ставителей омбудсмена размещен на интернет-пор­тале карр/мыш отЬ-рго. ги/.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области

О.  В. Дереза

7


Уважаемые предприниматели!

В рамках своей деятельности, автономная неком­мерческая организация - микрофинансовая компания «Ростовское региональное агентство поддержки пред­принимательства» оказывает финансовую и нефи­нансовую помощь бизнесу, в том числе, правовую, при проведении проверок контролирующими органами.

Безусловно, государственный контроль в сфере предпринимательства необходим для предупрежде­ния, выявления и пресечения нарушений требований действующего законодательства со стороны пред­принимателей путем организации и проведения упол­номоченными органами проверочных мероприятий. Вместе с тем, объективные данные статистики подтверждают неуклонный рост количества вы­явленных фактов незаконных действий со стороны должностных лиц при проведении проверок. В связи с этим, важно просто и доступно рассказать предпри­нимателю о том, как грамотно действовать при их проведении, соблюдая требования действующего зако­нодательства, для защиты своих прав и законных ин­тересов. Реализуя эти задачи, Агентство оказывает содействие в составлении документов, направляемых в контролирующие органы и суд (возражений, жалоб, исков, отзывов и иных процессуальных документов).

Следует отметить, что у Агентства накоплен многолетний положительный опыт сопровождения предпринимателей как в ходе, так и по итогам прове­рочных мероприятий, которым мы готовы делиться.

Для Вашего удобства, на площадке АНО «РРАПП»,

8


у

на постоянной основе проводятся бесплатные обуча­ющие семинары на тему проведения проверок и уча­стия в них предпринимателей. В качестве лекторов привлекаются наиболее опытные практикующие юристы, а также приглашаются предприниматели, чей бизнес уже был предметом проверок тех или иных контролирующих инстанций. Основной целью таких семинаров является методологическая подготовка к проверкам со стороны контролирующего органа и за­щита представителями бизнеса своих прав и закон­ных интересов, а также возможность в режиме диа­лога обсудить актуальные вопросы взаимодействия с проверяющими органами.

Надеюсь, что в этой брошюре Вы найдете ответы на наиболее актуальные и распространенные вопро­сы, касающиеся проверок контролирующих органов.

В случае возникновения дополнительных вопросов и необходимости в получении консультаций, в том числе, по теме проведения проверок, Вы можете обра­титься в АНО «РРАПП» по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Седова, 6/3, ВЦ «Балканы», задать интересующий вопрос на сайте 'Ы'мжггарр.ги или направить его по электронной почте: т/о@ггарр.ги.

Директор автономной некоммерческой организации-микрофинансовой компании «Ростовское региональное агентство поддержки

предпринимательства» И.А. Королькова

9


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ КОНТРОЛЯ И СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК:

Какими нормативными актами регламентирует­ся порядок осуществления государственного и му­ниципального контроля?

Вопросы организации и проведения проверок в отношении субъектов предпринимательства регла­ментируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципаль­ного контроля» (далее - Закон № 294) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми акта­ми. Особенности в отношении отдельных видов кон­троля могут быть предусмотрены соответствующими профильными законами.

Указанные требования не применяются при прове­дении оперативно-розыскных мероприятий сотруд­никами органов внутренних дел, следственного ко­митета, федеральных служб безопасности и охраны, осуществлении прокурорского надзора и правосу­дия, проведении административного расследования, к мероприятиям по контролю, в рамках которых не требуется взаимодействие с проверяемым лицом и в других случаях, указанных в пп. 3 и 3.1 ст. 1 названно­го закона.

10


Как урегулирован порядок проведения про­верки?

Проверки проводятся на основании распоряже­ния, решения руководителя органа контроля, которое в начале выездной проверки вручается под роспись руководителю проверяемого лица или его предста­вителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения. По итогам проверки составляется акт, один экземпляр которого также вручается проверяе­мому лицу. Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в распоря­жении, решении.

Ваше грамотное поведение в ходе проведения про­верки позволит защититься от незаконных или не­санкционированных действий со стороны «самозван­цев», а также будет способствовать формированию объективных и справедливых результатов проверки.

Что такое уведомительный порядок предприни­мательской деятельности?

По ряду направлений деятельности (например, предоставление бытовых услуг, услуг общественного питания, розничная торговля и т.д.) предпринима­тели обязаны предварительно уведомить о ее начале уполномоченный орган (ст. 8 Закона № 294-ФЗ). При этом предъявление требований о получении в дан­ных случаях каких-либо разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государ­ственной власти или местного самоуправления, для

11


начала осуществления такой предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установлен­ных федеральными законами, не допускается.

В каких случаях сотрудники полиции вправе проводить проверки?

Органами внутренних дел, за исключением под­разделений ГИБДД, лицензионно-разрешительной системы и вневедомственной охраны, проверки хо­зяйствующих субъектов проводятся исключительно по основаниям и в порядке, предусмотренным Уго­ловно-процессуальным кодексом Российской Феде­рации, Кодексом Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях и Федеральным за­коном «Об оперативно-розыскной деятельности». В плановом или рейдовом режимах, а также по соб­ственной инициативе проведение проверок в отно­шении предпринимателей запрещено.

Что такое журнал проверок и зачем он нужен?

Юридические лица и индивидуальные предпри­ниматели вправе вести журнал учета проверок, в ко­торый контролирующими органами вносятся сведе­ния о всех проводимых контрольных мероприятиях (п. 8 ст. 16 Закона № 294-ФЗ). В последующем записи в журнале помогут отстоять свои права.

Пример из практики: исходя из записей в журнале одного микропредприятия на момент последней про­верки другими контролирующими органами уже был

12


исчерпан лимит в 15 часов. Несмотря на то, что дан­ное контрольное мероприятие было включено в план, суд признал его незаконным и отменил назначенный по его результатам административный штраф.

Могут ли проверки проводиться не органами го­сударственной власти и местного самоуправления?

Общественные объединения и негосударственные (частные) организации не имеют право осуществлять какие-либо проверки предпринимателей.

Должны ли контролирующие органы извещать о проведении проверки?

О проведении плановой проверки лицо извещает­ся не позднее трех рабочих дней до ее начала, внепла­новой - не менее чем за 24 часа посредством направ­лении копии распоряжения или приказа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Однако предварительного уведомления о внепла­новой проверке не требуется, если в результате дея­тельности юридического лица или индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также возникли или мо­гут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

13


Какие бывают виды проверок?

Проверки делятся на плановые и внеплановые, ка­ждая из которых может быть выездной (проводятся по месту осуществления хозяйственной деятельно­сти) и документарной (проводятся по месту нахожде­ния контролирующего органа).

Ограничена ли периодичность плановых прове­рок?

Общая периодичность плановых проверок - по истечении 3 лет с даты последней проверки, госу­дарственной регистрации или начала осуществления предпринимательской деятельности согласно подан­ного уведомления. Вместе с тем иная периодичность может быть предусмотрена специальными федераль­ными законами (например, проверка в рамках лицен­зионного контроля возможна по истечении 1 года с даты выдачи лицензии - ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Что может служить основанием для внеплано­вых проверок?

Общими основаниями для внеплановой проверки являются:

1)     истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного наруше­ний;

14


2)          заявление самого хозяйствующего субъекта о предоставлении ему правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления от­дельных видов деятельности или разрешения (согла­сования) на осуществление иных юридически значи­мых действий, если для этого требуется проведение соответствующей внеплановой проверки;

3)          мотивированное представление должностно­го лица контролирующего органа, составленное по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими ли­цами или индивидуальными предпринимателями, а также по итогам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы контроля (надзо­ра) обращений и заявлений граждан и информации от органов государственной власти, местного самоу­правления, из средств массовой информации о следу­ющих фактах:

- причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объ­ектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, осо­бо ценным, в том числе уникальным, документам Ар­хивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библио­течного фонда, безопасности государства, возникно­вения чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера, а равно об их угрозе;

15


- нарушения прав потребителей (в случае обраще­ния в орган, осуществляющий федеральный государ­ственный надзор в области защиты прав потребите­лей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановле­нием) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обраще­ние не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

4)          выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индиви­дуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), параме­тров деятельности юридического лица, индивидуаль­ного предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным ин­дикаторам риска является основанием для проведе­ния внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

5)          приказ (распоряжение) руководителя органа го­сударственного контроля (надзора), изданный в со­ответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполне­нием законов по поступившим в органы прокурату­ры материалам и обращениям.

16


Может ли быть основанием для внеплановой проверки анонимное обращение?

Согласно п. 3 ст. 10 Закона № 294 обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган контроля, а также обращения, не содержащие сведе­ний о фактах, приведенных в ответе на предыдущий вопрос, не могут служить основанием для проведе­ния внеплановой проверки.

Ограничен ли срок проверки?

Максимальный срок проверки не может превы­шать 20 рабочих дней (конкретный срок проверки определяется ежегодным планом проверок, приказом или распоряжением о ее проведении).

При этом в отношении одного субъекта мало­го предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пят­надцати часов для микропредприятий в год (ст. 13 Закона № 294). Указанное время считается по про­должительности нахождения инспектора на пред­приятии.

Какие права при проведении проверки предо­ставлены предпринимателям?

При проведении проверок предприниматель впра­ве (ст. 21 ФЗ Закона № 294):

- непосредственно присутствовать при проведе­

17


нии проверки, давать объяснения по вопросам, отно­сящимся к предмету проверки;

-             получать от органа государственного контро­ля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой пред­усмотрено настоящим Федеральным законом;

-             знакомиться с документами и (или) информа­цией, полученными органами государственного кон­троля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного вза­имодействия от иных государственных органов, ор­ганов местного самоуправления либо подведомствен­ных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении кото­рых находятся эти документы и (или) информация;

-             представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного инфор­мационного взаимодействия, в орган государствен­ного контроля (надзора), орган муниципального кон­троля по собственной инициативе;

-             знакомиться с результатами проверки и указы­вать в акте проверки о своем ознакомлении с резуль­татами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

-             обжаловать действия (бездействие) должност­ных лиц органа государственного контроля (надзо­

18


ра), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индиви­дуального предпринимателя при проведении провер­ки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Феде­рации;

- привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предприни­мателей либо уполномоченного по защите прав пред­принимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Существует ли ответственность органов контро­ля за нарушения законодательства в данной сфере?

В случае грубого нарушения требований Зако­на № 294 (отсутствие оснований для проверки, со­гласования с органами прокуратуры, нарушения сроков, проведение проверки без распоряжения (приказа) и т. д.), результаты проверки не могут яв­ляться доказательствами нарушения лицом обяза­тельных требований и подлежат отмене (ст. 20 За­кона № 294) на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Одно­временно ст. 19.6.1 КоАП РФ для сотрудников ор­ганов контроля предусмотрена административная ответственность за подобные нарушения вплоть до дисквалификации.

19


Какова роль органов прокуратуры в защите предпринимателей от излишнего давления со сто­роны контролирующих органов?

Полномочия прокуратуры:

-             формирование сводного плана проверок юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей, исключение из планов органов контроля необосно­ванных проверок;

-             согласование в ряде случаев внеплановых выезд­ных проверок;

-             проведение проверок исполнения органами го­сударственной власти и местного самоуправления законодательства в сфере государственного и муни­ципального контроля и надзора, принятие при необ­ходимости мер прокурорского реагирования.

Какие меры реагирования могут быть примене­ны при выявлении нарушений закона со стороны органов контроля?

В соответствии с Федеральным законом «О проку­ратуре Российской Федерации» прокурор вправе вне­сти представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить их, принести протест на противоречащий закону правовой акт, в целях предупреждения право­нарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявить предостереже­ние о недопустимости нарушения закона. Кроме того, прокурор вправе вынести постановление о возбуж­

20


дении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренной любой статьей КоАП РФ, а также о направлении материалов в след­ственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании лиц, совершивших действия либо до­пустивших бездействие, которые образуют состав преступления.

Все ли внеплановые проверки согласовываются с органами прокуратуры?

С органами прокуратуры согласовываются вне­плановые выездные проверки, проводимые на ос­новании обращений и заявлений граждан, инфор­мации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой ин­формации о фактах причинения вреда жизни и здо­ровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасно­сти государства, возникновения чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера, а рав­но об их угрозе.

Отдельными федеральными законами могут пред­усматриваться иные случаи внеплановых проверок, требующих согласования с органами прокуратуры.

Где можно ознакомиться с планом проверок на очередной год?

Сервис поиска по утверждённым ежегодным сво­дным планам проведения плановых проверок орга­

21


низован на Интернет-сайте Генеральной прокурату­ры Российской Федерации (\у\у\у.§епргос.§оу.ги).

Планы проверок на очередной год размещаются также на официальный сайтах в сети Интернет про­куратуры области (’туифгокигог-гозФу.ги) и соответ­ствующих органов контроля.

С 01.07.2015 функционирует федеральная государ­ственная информационная система «Единый реестр проверок», оператором которой является Генераль­ная прокуратура Российской Федерации. В настоящее время информация обо всех запланированных про­верках содержится на портале (ргоуегк1.§оу.ги).

Какая еще информация содержится в Едином ре­естре проверок?

В Единый реестр проверок также включается ин­формация обо всех проводимых органами контроля проверках (плановых и внеплановых), их результа­тах, а также мерах, принятых в целях устранения до­пущенных нарушений.

С 01.07.2015 внесение в него сведений осуществля­ется федеральными органами контроля, с 01.07.2016 данные требования действуют в отношении регио­нальных органов контроля. В последнюю очередь (с 01.01.2017) пользоваться им начали муниципальные контролирующие органы.

22


Можно ли в настоящее время проверять малый бизнес?

Статьей 26.1 Закона № 294 установлен временный запрет на проведение в 2016-2018 годах плановых проверок субъектов малого бизнеса.

Данный мораторий не распространяется на случаи:

1)         если в течение 3 последних лет в деятельности предприятия выявлялись грубые нарушения действу­ющего законодательства, за которое лицо было при­влечено к административной ответственности, или в отношении него имело место административное приостановление деятельности либо принималось решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии.

2)         осуществления отдельных видов надзора, исчер­пывающий перечень которых определен ст. 26.1 на­званного Закона.

Например, мораторий не распространяется на про­верки в рамках государственного надзора в области промышленной безопасности и государственного по­жарного надзора в отношении лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности.

3)         проведения проверок, для которых постановле­нием Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 установ­лена сокращенная периодичность (школы, детские сады, медицинские организации и т.д.).

23


Что делать если малое предприятие ошибочно включили в план?

Действующим законодательством предусмотрено, что если предпринимателя ошибочно включили в план проверок на текущий год, то он вправе подать в соответствующий контролирующий орган заявление с приложением документов, подтверждающих отне­сение его к малому бизнесу.

Порядок подачи такого заявления, его форма и пе­речень документов определены постановлением Пра­вительства РФ от 26.11.2015 № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исклю­чении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Россий­ской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489».

Если данная информация предпринимателя или организации подтвердится, то они подлежат исклю­чению из плана проверок.

Такие документы хозяйствующий субъект вправе представить вплоть до завершения проверки, и тог­да дальнейшее ее проведение в данном случае должно быть прекращено.

Куда обращаться если нарушаются права пред­принимателей?

В случаях нарушения Ваших прав Вы вправе об­ращаться в районные (городские) прокуратуры по

24


месту совершения неправомерных, по Вашему мне­нию, действий, адреса и телефоны которых указа­ны на сайте прокуратуры Ростовской области, либо непосредственно в прокуратуру области по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 101. Имеется возможность подать свое обращение через Интер­нет-приемную на сайте прокуратуры области.

Кроме того, в соответствии с действующими ор­ганизационно-распорядительными документами Ге­неральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Ростовской области каждый первый вторник месяца проводится всероссийский при­ем предпринимателей. Хозяйствующие субъекты и их представители в эти дни вправе обратиться не­посредственно к территориальным прокурорам по месту их расположения, а также в прокуратуру об­ласти, где такой прием в соответствии с утвержден­ным графиком проводится сотрудниками отдела по защите прав предпринимателей, а также при необ­ходимости специалистами других структурных под­разделений.

На базе института Уполномоченного при Прези­денте Российской Федерации по защите прав пред­принимателей в Ростовской области функциониру­ет Общественная приемная Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в Ростовской области. Общественную приемную воз­главляет Олег Владимирович Дереза.

Личный приём субъектов предпринимательской деятельности ведётся в помещении общественной приёмной по предварительной записи. Обратиться

25


на прием можно по адресу: Ростовская область, г. Ро- стов-на-Дону, ул. М. Горького, 143, +7 (863) 262-73-76; е-тай: отЬ-рго@ааапе1:.т.

Может ли прокурор посодействовать в понужде­нии моего контрагента к исполнению своих обяза­тельств?

Согласно ст. 21 и ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы проку­ратуры не подменяют иные государственные органы и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную дея­тельность организаций. Экономические споры между хозяйствующими субъектами разрешаются в судеб­ном порядке.

Какие еще аспекты кроме государственного кон­троля находятся в поле зрения прокуратуры?

Наряду с надзором за контролирующими органа­ми прокуратурой значительное внимание уделяется соблюдению прав субъектов предпринимательской деятельности при оказании государственных и му­ниципальных услуг, при осуществлении разреши­тельных, лицензионных, регистрационных и других правоприменительных процедур, устранению сред­ствами прокурорского надзора административных барьеров в сфере бизнеса, в том числе связанных с введением не предусмотренных законодательством процедур и запретов, обязательных платежей, истре­бованием излишних документов, надзору за испол­

26


нением законов о защите конкуренции, о развитии малого и среднего предпринимательства в Россий­ской Федерации, а также за законностью норматив­ных правовых актов в указанной сфере.

27


Прокуратура Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 101, тел.(863)210-55-99,

(сайт \\гту.ргокигог-го$1оу.ги).

Уполномоченный по защите прав предпринима­телей в Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, 143, тел.(863)262-73-76.

ГУ МВД России по Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 29, тел.(863)249-25-78.

Управление Роспотребнадзора по Ростовской об­ласти:

г. Ростов-на-Дону, ул. 18 линия, 17, тел.(863)251-05-92.

Главное управление МЧС России по Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, 147; пер. Доломановский, 132, тел.(863)239-99-99.

Государственная инспекция труда в Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 152/97, тел.(863)210-88-15.

28


Министерство экономического развития Ростов­ской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112, тел.(863)240-52-57.

Департамент потребительского рынка Ростов­ской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Московская, 51/15, тел.(863)240-87-95.

Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, пр. 40-летия Победы, 1 А, тел.(863)295-23-59.

Министерство культуры Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Московская, 51, тел. 240-42-42.

Управление ветеринарии Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, 68, тел. (863)223-20-57.

Управление государственного надзора за техни­ческим состоянием самоходных машин и других видов техники Ростовской области (Ростовоблго- стехнадзор):

г. Ростов-на-Дону, пр. Михаила Нагибина, 14 А, тел.(863)210-02-70.

29


Управление государственной службы занятости населения Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 36/62, тел. (863)244-22-53.

Государственная жилищная инспекция Ростов­ской области:

г. Ростов-на-Дону, пр. Театральный, 85, тел.(863)210-22-16.

Региональная служба по тарифам Ростовской об­ласти:

г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, 295, тел.(863)263-50-55.

Региональная служба государственного строи­тельного надзора Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, пр. Буденовский, 17, тел.(863)269-80-01.

Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Темерницкая, 44, тел. (863)282-22-05.

30


Список нормативных правовых актов, регулирующих вопросы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности

1.          Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государ­ственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

2.          Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

3.          Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»;

4.          Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

5.          Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Феде­рации»;

6.          Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

7.          Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О не­коммерческих организациях»;

8.          Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

9.          Постановление Правительства РФ от 10.07.2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых ор­ганами, уполномоченными на осуществление госу­

31


дарственного контроля (надзора), органами муници­пального контроля, к проведению мероприятий по контролю»;

10.      Постановление Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разра­ботке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»;

11.      Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осущест­вления отдельных видов предпринимательской дея­тельности»;

12.      Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и на­правления предостережения о недопустимости на­рушения обязательных требований, подачи юриди­ческим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмо­трения, уведомления об исполнении такого предосте­режения»;

13.      Постановление Правительства РФ от 18.04.2016 № 323 «О направлении запроса и получении на без­возмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государ­ственного контроля (надзора), органами муници­пального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного са­моуправления организаций, в распоряжении кото­рых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаи­

32


модействия»;

14.      Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотре­ния заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринима­теля из ежегодного плана проведения плановых про­верок и о внесении изменений в постановление Пра­вительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489»;

15.      Постановление Правительства РФ от 05.04.2010 №215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (над­зора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого кон­троля (надзора)»;

16.      Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельно­сти в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»;

17.      Постановление Правительства РФ от 21.08.2010 № 645 «Об имущественной поддержке субъектов ма­лого и среднего предпринимательства при предостав­лении федерального имущества».

33